piektdiena, 2021. gada 20. augusts

Par līdzdalību Tiņanova lasījumos

 


M.Čudakova ir nolēmusi noklusēt manu līdzdalību Tiņanova lasījumos. Wikipedia informācijā netieku minēts. Taču viņai nav iespējams savās dziļi amorālajās interesēs iznīcināt vai deformēt citas publikācijas. Piedalījos 1.-11.lasījumos (1982-2002).

 

Остановка не предполагается

 

В Резекне состоялись Десятые Тыняновские чтения

 

С интервалом в два года маленький латвийский город Резекне принимает гостей из Москвы, Петербурга, Риги, Тарту (с некоторых пор и из Европы, Израиля, США). На родину Юрия Тынянова съезжаются литературоведы, историки, культурологи, социологи, искусствоведы - ныне Тыняновские чтения прошли в десятый раз.

Вернее - и это принципиально - состоялись Десятые Тыняновские чтения. На их торжественном открытии инициатор резекнеских конференций Мариэтта Чудакова напомнила о том, какая борьба шла в 1982 году вокруг всего одного слова - "первые". Если чтения "первые", то должны быть и "вторые", "третьи", "десятые". Это понимали ученые и писатели, стремившиеся актуализировать наследие Тынянова (историка и теоретика литературы, прозаика, критика) и по мере сил продолжить его работу. Но еще лучше это понимали партийные функционеры (что московские, что рижские), со скрипом дозволившие "разовое мероприятие" и никак не рассчитывавшие на его долгую жизнь. Летом 1986 года (Третьи чтения - дули уже "свежие ветры перемен") тогдашний "хозяин района" (первый секретарь райкома КПСС) объяснял организаторам конференции, что пора, дескать, кончать с их научными посиделками, а вместо того раз в пять лет устраивать "народные праздники". Заметим, что ни тогда, ни позднее участники чтений не отказывались от внеконференционных выступлений. И в этом году научным заседаниям предшествовали публичные лекции Мариэтты Чудаковой, Александра Осповата и Артура Приедитиса, директора Центра мультинациональной культуры, тщанием которого (при поддержке Фонда Сороса в Латвии) был организован нынешний съезд "тыняновцев".

Артур Приедитис (участник всех десяти конференций) говорил о "локальном культурном контексте Тыняновских чтений", о том, как на смену коммунистическому диктату пришел узкий национализм, о нынешнем небрежении русской культурой, об исторических корнях этого печального положения дел. Говорил обстоятельно, конкретно, внешне бесстрастно - и с огромным живым чувством, чувством человека европейских духовных горизонтов и настоящего патриота Латгалии.

Латгалия - пространство особенное, здесь веками сосуществовали латыши, русские (в начале века - это Витебская губерния; в культуре Латгалии издавна большую роль играли русские старообрядцы), литовцы, поляки, евреи (приснопамятная "черта оседлости"). Многоязыкая и насыщенная исторической памятью Режица (так звался городок в пору тыняновского детства), по признанию самого писателя, учила его говорить. Учила ощущать историю как личное достояние. Учила свободному и широкому видению культуры. Учила тому, без чего не было бы Тынянова - с его историзмом и верностью поэзии, иронией и открытостью судьбе, жадностью к фактам и смелостью в обобщениях, напряженной (до болезненности) любовью к прошлому и жаждой будущего.

Для профессиональных гуманитариев (не только филологов) Тынянов - великий ученый. Для читающей публики - популярный романист. При всем этом Тынянов не стал "культовой фигурой". В его наследии, как научном, так и литературном, есть, конечно, "готовые ответы" (впрочем, и они взывают к рефлексии новых исследователей), но еще больше там "вопросов", стимулов к расшифровке либо развитию авторской мысли, к конструктивной полемике. Участники Тыняновских чтений всегда - вне зависимости от тем отдельных докладов - старались уяснить, во-первых, что именно сказал Тынянов, во-вторых же, что он недоговорил. Отсюда (а не только в силу широты тыняновских научных интересов и мощных смысловых связей его творчества с самыми разными феноменами русской культуры) редкостная и радостная тематическая пестрота чтений. В тыняновский контекст встраиваются и семантика имперского календаря, и поэтика официальных торжеств, и проблема противоречий в исторических источниках, и механизмы литературной эволюции, и вопрос о возможности цитаты в фольклорном тексте, и полупристойное рифменное клише, и роковая для литературоведения проблема "биография и творчество". Героями десятых чтений были: Пушкин, поэтически оспаривающий Шевырева; Баратынский, конфликтующий с философическими банальностями своей эпохи; Погодин, превращающий свой дневник в творческую лабораторию; чета Мережковских, переосмысливающая давнюю полемику Лескова с Достоевским; Ходасевич в диалоге с крестьянскими поэтами. И конечно сам Тынянов - автор фундаментальных теоретических статей, новеллы "Подпоручик Киже", романа "Пушкин"; Тынянов, восторженно прочитанный Эйзенштейном и вызывающий полемический отклик Набокова. Самое же существенное, что сосредоточенным на столь разных предметах докладчикам было интересно слушать друг друга, что ни одно выступление не осталось без отклика, что дискуссия продолжалась в "свободное время", что разъезжались из Резекне с твердой уверенностью: юбилей юбилеем, а одиннадцатые чтения проводить необходимо. Как и выпускать очередные сборники. Таковых вышло уже десять; если в первом - 130 страниц, то в последнем - на сегодня! - 910.

Будем надеяться на лучшее. В ходе нынешних чтений на доме, где прошло детство Тынянова, вновь появилась мемориальная доска (некогда "пробитая" сквозь партийные заслоны; затем как бы "сама собой" исчезнувшая). Будем надеяться на взросление демократии во всех свободных странах бывшего СССР. Будем надеяться на молодое поколение - среди участников Десятых чтений были исследователи, что в 1982 году (Первые чтения) ходили в начальную школу, а то и в детский сад. И будем с благодарностью помнить о тех, кто некогда формировал неповторимый - академичный и вольный - строй "тыняновки". Нет больше Лидии Николаевны Тыняновой и Вениамина Александровича Каверина, Л. Я. Гинзбург и Т. Ю. Хмельницкой, З. Г. Минц и Ю. М. Лотмана, Н. Я. Эйдельмана и В. Э. Вацуро; за несколько дней до начала конференции ушел из жизни участвовавший в Третьих чтениях Юрий Александрович Молок - блестящий искусствовед, человек большой мысли и большого сердца. Это очень грустно (и не только для тех, кто близко знал ушедших), утраты невосполнимы, но как-то смягчить их тяжесть может только деятельная память, верность традиции, продолжающееся строительство свободной культуры. В частности - Тыняновские чтения.

Резекне-Москва

Подпись:

Режица. Начало века. Доктор Тынянов с детьми - Лидией и Юрием. Теперь на этом доме вновь есть мемориальная доска.

14.08.2000

 

Teksta publikāciju skat.: http://www.ruthenia.ru/nemzer/TYN.html

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru